Историю прислала Юлия Савицкая Хочу рассказать про моего деда, хотя знаю совсем немного. Он не любил рассказывать про войну, об этом знали его близкие и никогда не расспрашивали. Мой дед, Шевцов Иван Иванович, родился в 1920 году на Украине в деревне Березнеговатое Николаевской области. В семье было семеро детей, двое из которых умерли во время голода в 20-х годах. Выжили три девочки и два мальчика (Катя, Нина, Лена, Вася и Ваня). Знаю, что дед окончил летное училище, хотя не знаю, какое точно, и в начале войны ему пришлось летать на тяжелых бомбардировщиках из Казани. Полк нёс значительные потери в людях и технике, практически ни одна машина не возвращалась с задания. Оказалось, что в полку был шпион, который наводил вражескую артиллерию на наши самолёты. Его разоблачили и перед строем расстреляли. Вскоре после этого часть расформировали и оставшихся, в том числе и моего деда, отправили переучиваться в Ташкент. В Ташкентском летном училище переучивали на летчиков транспортной авиации, и бывшие недавно в боях молодые ребята отказались выходить на учебу. В военное время действуют жесткие законы, поэтому их собрали и дали понять, что, если будет ещё один невыход на занятия, к ним будут применены самые крайние меры. После этого нарушений дисциплины не было. Окончив училище бортрадистом в 1942 году, дед был направлен к следующему месту службы в Москву, в аэропорт Внуково. На базе московского аэропорта Внуково в годы войны располагалась Московская авиационная группа особого назначения, позже 10 гвардейская авиационная транспортная дивизия ГВФ.
В качестве бортрадиста мой дед совершил свыше 200 вылетов на самолетах Ли-2 и Си-47. В составе экипажей летчиков-транспортников дед летал в Сталинград, через «партизанские ворота» в партизанские отряды, доставляя боеприпасы, медикаменты, продовольствие, почту, снаряжения, забирая раненых.
В годы войны судьба свела деда с замечательными людьми, такими как Д.С. Езерский, В.Ф. Павлов, Г.А. Таран, А.И. Семенков., с некоторыми из них дедушка продолжил летать и в мирной жизни. С июня 1944-по январь 1945 в составе эскадрильи транспортных самолетов под руководством Д.С. Езерского, мой дед был направлен на авиабазу Барии (Италия). Оттуда совершались полеты в тыл врага в расположение Народно-освободительной армии Югославии. Однажды, при выполнении задания, самолет был подбит, и командиру корабля В.Ф. Павлову удалось посадить горящий самолет на небольшом участке земли в Адриатическом море и сохранить машину. За это В.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза, а экипаж, в составе которого был и мой дед, представлен к различным наградам. Данный подвиг не остался незамеченным со стороны командования Народно-освободительной армии Югославии и верховный главнокомандующий НОАЮ Иосип Броз Тито лично наградил отважных летчиков, в том числе и деда, высшим орденом Югославии - орденом Партизанской звезды I степени. Также мой дед был награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", «Партизану Отечественной войны».
После окончания войны и до 1975 года дедушка продолжил летать в качестве бортрадиста в составе Авиагруппы международных воздушных сообщений аэропорта Внуково. Летал в Западную и Восточную Европу, Юго-Восточную Азию и Африку. В 1947 году был совершен первый полет пассажирского самолета с пассажирами на борту по маршруту Москва-Дели, командир корабля - Езерский Д.С., бортрадист - Шевцов И.И.
Низкий поклон и вечная память всем, кто сражался за нашу Родину, всем кто отдал свои силы, молодость и жизнь во имя мира на земле! Огромное спасибо авторам проекта, а также тем, кто разместил свои истории. Ведь через нашу память живут наши близкие. P.S. Прочитала историю, написанную Ансаром Тайметовым, и подумала, а ведь Абдусамат Тайметов и Иван Шевцов наверняка знали друг друга.
Редакция сайта не отвечает за достоверность присланных читателями писем и историй
|