ВАШИНГТОН, 10 мая - РИА "Новости", Аркадий
Орлов. Память о событиях второй мировой войны очень важна для
сегодняшнего поколения, заявил РИА "Новости" ветеран американских военно-морских
сил Григорий Гагарин, который во время второй мировой войны служил военным
переводчиком в звании лейтенанта.
"Я думаю, что это очень важно для обучения молодого поколения, чтобы они
могли понять те ужасы, которые тогда были", - сказал 83-летний Гагарин,
пришедший на открытие в Вашингтоне выставки фотографий военных лет из архивов
информационных агентств РИА "Новости" и "Ассошиэйтед пресс".
"Мы же видим, что советские, американцы, англичане, канадцы, - все были
вместе на этой войне", - подчеркнул ветеран, по словам которого молодым офицером
он участвовал в программе "ленд-лиза" и был свидетелем такого боевого
сотрудничества между американскими и советскими летчиками, перегонявшими из США
военные самолеты для советских вооруженных сил.
"Мы передали всего 125 самолетов - с апреля 1944 года до ноября 1945",
говорит князь Гагарин, по словам которого он участвовал в отправке в СССР
знаменитых "летающих лодок" - самолетов-амфибий "Каталина".
"Это был двухмоторный самолет, чтобы охотиться за подводными лодками", -
вспоминает ветеран, добавляя, что "Каталины" строились в Филадельфии (штат
Пенсильвания), а русские летчики "их принимали здесь в Соединенных Штатах в
городе Элизабет-сити в Северной Каролине".
В обязанности лейтенанта Гагарина входил перевод во время приемки самолетов и
знакомства русских пилотов с "Каталинами", которые затем небольшим группами
своим ходом отправлялись из США в СССР.
"Русский командир экипажа подписывал бумагу и они улетали", - говорит он,
вспоминая, что "летом они летали через Ньюфаундленд и Рейкьявик, а зимой из-за
ужасной погоды им приходилось идти через Южную Атлантику и на это уходило целых
сорок дней".
"Я смотрел каждый день, где кто находится, и я помню, что в среднем это было
сорок дней", - говорит Гагарин, по словам которого зимой "Каталины" летели через
Пуэрто-Рико на Вест-Индские острова, затем в Африку и через Дакар, Марокко и
Тунис добирались до Черного моря.
На таком маршруте русским экипажам приходилось использовать английские
военные базы и поэтому на борту каждой "летающей лодки" были также офицеры
британских ВВС, говорит он.
Ветеран вспоминает, что во время переброски "Каталин" было два случая гибели
самолетов. В первой партии из 25 машин на одном из последних отрезков это
случилось в группе из четырех "летающих лодок".
"Самолет, который вел начальник этой группы полковник Васильев, исчез по
дороге где-то в районе Норвегии", - говорит Гагарин, по словам которого это
случилось в условиях сильной бури и самолет просто пропал.
"До сих пор неизвестно, что случилось", - говорит он, вспоминая, что второй
случай произошел уже позже - в 1945 году, когда в ночное время, потеряв
ориентировку, "летающая лодка" разбилась рядом с Элизабет-сити, упав в воду.
"Это были только два случая на 125 самолетов - все остальные долетели", -
говорит Гагарин.
По данным российских и американских архивов с 1941 по 1945 годы по
"ленд-лизу" в СССР из США было поставлено в общей сложности 14 тысяч 126
самолетов различных типов, что составляет примерно 20% от общего числа
самолетов, произведенных в эти годы в СССР.
Советсике летчики летали на бомбардировщиках Дуглас A-20 "Бостон" и
Норт-Америкен B-25 "Митчелл", на истребителях Белл P-39 "Аэрокобра" и Кертисс
"Китихоук", на "летающих лодках" Консолидейтед PBY "Каталина" и транспортных
самолетах Дуглас C-47 "Дакота" и других.
В годы войны общий объем поставок в СССР по "ленд-лизу" из США составил $9,8
миллиардов.
Роль американских поставок в пополнении ресурсов советских вооруженных сил во
время войны отметил в понедельник министр обороны России Сергей Иванов.
"Значительную часть импорта составляли поставки из США по "ленд-лизу",
которые не только являлись своевременной экономической помощью, но оказали также
большую моральную и психологическую поддержу нашей стране", - подчеркнул Иванов,
статья которого распространена по каналам американского информационного
агентства UPI.
|