Ведомство IV Печать: Секретный документ государственной важности! 1) В директивах от 17.7.41 я неоднократно указывал на то, что задача оперативной группы Охранной полиции и Службы безопасности - выявлять не только подозрительные, но и те надежные элементы, кандидатуры которых могут рассматриваться для дальнейшего восстановления Восточных областей. Вновь обращаю внимание на одинаковую важность как той, так и другой задачи. В целях создания полного представления о деятельности оперативной группы в целом приказываю особое внимание обращать на цифру 4 (число для лиц, не вызывающих подозрения) в еженедельных отчетах, распоряжение о которых было передано ранее. В сведениях о военнопленных, проявивших себя как не вызывающие подозрений и занимавших ранее в советской экономической жизни руководящие должности, указывать максимально точно соответствующую область экономики и последнее место работы этих лиц. 2) Еще раз напоминаю, что при принятии решений особое внимание следует обращать на национальную принадлежность. Украинцев, белорусов, азербайджанцев, армян, народы Северного Кавказа, Грузии, представителей тюркских народов вообще указывать в списках с пометкой «очень подозрительный» и обращаться с ними согласно имеющимся директивам только в тех конкретных случаях, когда действительно речь идет о фанатично настроенных большевиках, политкомиссарах и прочих опасных активистах. Следует помнить, что особенно среди тюркских народов часто встречаются лица с еврейской внешностью и что обрезание само по себе еще не является доказательством еврейского происхождения (например, среди мусульман). 3) Понятие «интеллигент» не должно трактоваться по европейским меркам. Самый простой, самый примитивный советский безграмотный в своем политическом фанатизме может быть опаснее, чем, например, советский инженер, который хоть и мог благодаря своим способностям и показной политизации учиться в советском вузе, но не имел глубокой внутренней связи с большевистской системой. Как интеллигентов в этой связи следует рассматривать, в первую очередь, профессиональных революционеров, писателей, редакторов, служащих Коминтерна и т.п. 4) Сведения о выявленных советских гражданах, попавших в список «очень подозрительных», следует без промедления - как указано в директивах от 17.7.1941 г. – передавать в комендатуру. После поступления подтверждения о необходимости исполнения особых мер без промедления приступать к приведению предписанных мер к исполнению. Более длительного их пребывания в данном лагере по понятным причинам следует избегать. И наконец, я еще раз напоминаю, что казни ни в коем случае не должны проводиться в лагере или в непосредственной близости от него. Само собой разумеется, казни не должны быть публичными. Присутствие зрителей принципиально недопустимо. 5) Наконец, подчеркиваю, что особой обязанностью руководителей и служащих оперативной группы является безупречное поведение на службе и за ее пределами, полное взаимопонимание с комендантами лагерей и тщательный контроль. Подпись: Гейдрих Нотариально заверено: Служащий канцелярии Государственной тайной полиции (Подпись) РГВА. Ф. 500к «Главное управление имперской безопасности (РСХА)» (г.Берлин). Оп. 1 Д. 25 Л. 39-41. Приложение № 1 Директивы по выявлению подозрительных советских военнопленных и гражданских лиц, плененных в ходе Восточной кампании и находящихся в лагерях для военнопленных и пересыльных лагерях в тылу германских сухопутных войск. Печать: Секретный документ государственной важности! Откомандирование оперативных групп Охранной полиции и Службы безопасности осуществляется в соответствии с договоренностью, достигнутой между руководством Охранной полиции, Службы безопасности и Главным командованием сухопутных войск, от 7.10.41 г. (см. Приложение № 2). Отряды действуют на основании особых полномочий и в соответствии с полученными ими общими директивами относительно лагерного режима самостоятельно и под свою ответственность. Разумеется, руководство поддерживает самые тесные контакты с комендантами лагерей и офицерами контрразведки. Большевизм – смертельный враг Национал-социалистической Германии. Этот противник прошел не только армейскую выучку, но и политическую, в разрушительном для народов большевистском духе. Он ведет борьбу всеми доступными для него средствами: с помощью саботажа, растлевающей пропаганды, поджогов, убийств и т.д. Поэтому большевистский солдат утратил всякое право на обращение с ним как с честным солдатом, которого требуют Женевские договоренности. Особое положение Восточной кампании требует беспощадных и энергичных мер при малейших признаках неповиновения, особенно в отношении большевистских провокаторов, активистов, политруков и т.д. Поэтому отряды Охранно-полицейской службы должны по возможности незаметно отсортировывать все те элементы из числа военнопленных, которые рассматриваются как большевистская движущая сила. Специальные меры должны осуществляться с чувством ответственности и сознания долга и быть свободными от бюрократических и административных влияний. Всякое общение военнопленных с гражданским населением должно пресекаться. Таким образом, задачей отрядов Охранно-полицейской службы является осуществление политической проверки всех лагерных пленных, а также отсортировка и дальнейшая обработка а) неприемлемых в политическом, уголовном и прочем отношении элементов, а из их среды b) тех лиц, которые могут быть использованы для восстановительных работ на оккупированных территориях. Для осуществления этой задачи службам охраны и безопасности не могут быть предоставлены необходимые вспомогательные средства. Поэтому они должны суметь, используя информаторов из числа надежных военнопленных и все другие возможности, с самого начала, шаг за шагом, выявить среди заключенных лагеря все подлежащие выбраковке элементы. Краткие допросы выявленных лиц и, по возможности, опрос других пленных должны в любом случае помочь отрядам окончательно принять решение о применении необходимых мер. Показаний одного информатора, безусловно, недостаточно для того, чтобы внести заключенного в список подозрительных лиц. По возможности необходимо каким-то образом добиться подтверждения поступившей информации. Прежде всего надо выявить: 1) всех значительных государственных и партийных деятелей, в особенности профессиональных революционеров, 2) деятелей Коминтерна, 3) всех важных партийных деятелей КПСС и ее смежных организаций в Центральном Комитете, обкомах и райкомах, 4) всех народных комиссаров и их заместителей, 5) всех бывших политкомиссаров Красной Армии, 6) руководителей государственных министерств и ведомств высшего и среднего уровня, 7) руководителей-хозяйственников, 8) представителей русской советской интеллигенции и евреев, если речь идет о профессиональных революционерах или о политиках, писателях, редакторах, служащих Коминтерна и пр., 9) всех смутьянов и фанатичных коммунистов. В связи с существующей нехваткой врачей и санитаров в лагерях таких людей, даже если речь идет о евреях, необходимо освободить от выбраковки и оставить в лагерях, кроме отдельных обоснованных случаев. Выбраковка военнопленных по признаку национальной принадлежности производится руководством лагеря. Не менее важно, как уже упоминалось, выявлять те лица, которые могут быть использованы для восстановления, административного и экономического управления завоеванных русских областей (особенно подпадающих под пункты 6 и 7). Наконец, необходимо иметь лиц, которые еще понадобятся для завершения дальнейшего расследования, неважно, полицейского или какого-то другого свойства, а также для выяснения общих актуальных вопросов. Сюда относятся, помимо лиц, названных в пунктах 6 и 7, те высшие государственные и партийные руководители, которые в силу своего положения и своих знаний способны давать информацию о мероприятиях и методах работы Советского государства, Коммунистической партии и Коминтерна. В случае необходимости принятия решений, разумеется, необходимо также учитывать национальную принадлежность. Руководство отрядов особого назначения еженедельно передает своему начальству краткий отчет. Он должен содержать следующую информацию: 1. краткое описание проделанной за прошедшую неделю работы, 2. число лиц, которых можно окончательно рассматривать как подозрительные (достаточно указать количество), 3. поименный список руководителей – видных деятелей Коминтерна, крупных партийных деятелей, народных комиссаров, политкомиссаров. Краткое описание положения, которое занимали выявленные лица, 4. число лиц, которые можно отнести к неподозрительным: а) военнопленных, б) гражданских лиц. Руководители оперативных групп под собственную ответственность принимают решения о мерах исполнения и передают соответствующие указания спецслужбам. Для выполнения предписанных мер отряды особого назначения должны на основании этих указаний затребовать у лагерного руководства выдачу пленных. Комендатуры лагерей получили от Главного командования сухопутных войск соответствующие указания о необходимости удовлетворять подобные запросы. Приведение приговора в исполнение должно происходить незаметно в подходящих для этого отдаленных местах и не может осуществляться в непосредственной близости от лагеря, а тем более в самом лагере. Следует следить за немедленным и надлежащим захоронением трупов. В случае необходимости расстрела из соображений лагерной дисциплины командир группы особого назначения обращается по этому вопросу к коменданту лагеря. О результатах проведенной спецобработки отряды особого назначения должны по возможности вести соответствующие списки. В них необходимо указать: - порядковый номер - имя и фамилия - дата и место рождения - воинское звание - опознавательный номер - профессия - последнее место жительства - основание специальной обработки - день и место исполнения специальной обработки. Эти списки (подборку) направлять руководству оперативной группы. Командование оперативных групп ежемесячно представляет мне лично краткие отчеты о деятельности отрядов особого назначения по задачам своей группы по форме, предусмотренной для отчетов о деятельности отрядов особого назначения. Вопросы возможной передачи надежных информаторов из лагеря в распоряжение оперативных групп в тылу армии, в администрации области или в военном округе I руководство отрядов особого назначения должно решать совместно с командованием своих оперативных групп. Особой обязанностью руководителей и подчиненных отрядов особого назначения является безупречное поведение на службе и за ее пределами, отличное взаимопонимание с комендантами лагеря и немедленные проверки. Служащие отрядов особого назначения постоянно должны помнить об особой важности поставленных перед ними задач. РГВА. Ф. 500к «Главное управление имперской безопасности (РСХА)» (г.Берлин). Оп. 1 Д. 25 Л. 54-58.
|