В Ташкенте в ночь на 12 апреля был снесен Монумент Дружбы народов - памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа. Причиной переноса монумента стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов: теперь он будет называться "Дворец Независимости". Монумент обещают перенести на окраину Ташкента. Эксперты РИА Новости отмечают, что перенос памятника связан с попыткой построить новую историю Узбекистана как независимого государства. Политический обозреватель РИА Новости Вадим Дубнов отмечает, что "Узбекистан с самого начала взял курс на некую независимость от России, на некое построение такого авторитарного государства". "Логическим следствием того, что делает президент Каримов" называет перенос памятника заместитель главного редактора газеты "Время новостей" Семен Новопрудский, родившийся в Ташкенте. По его мнению, "это печальная попытка организовать свою историю, чтобы на искажении настоящей истории построить свою, новую историю независимого государства... Это достаточно последовательный шаг, продолжение политики того, чтобы Узбекистан не ассоциировался с СССР, несмотря на то, что этот край всегда помогал людям разных национальностей". Эксперт по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматовой придерживается несколько иного мнения. Она не видит "политической нагрузки в действиях ташкентских чиновников". "Поступок кузнеца Шамахмудова и его жены не был единственным, да и подвигом в то время не считался", считает эксперт. По словам Шерматовой, "снос памятника заставляет задуматься о том, что мы плохо знаем нашу недавнюю историю: о кузнеце Шамахмудове писали в советских учебниках, из новых же книжек можно вычитать много чего о том, что разделяет народы, когда-то считавшиеся братскими". О семье Шамахмудовых, действительно, в советское время было известно всей стране. С началом войны Узбекистан принял более миллиона эвакуированных, в том числе более 200 тыс. детей, потерявших родителей. В республику вывозили целые детдома. Через детский эвакопункт на ташкентском вокзале каждые сутки проходило от 200 до 400 сирот. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению детей, многие из которых не помнили о себе ничего. В их памяти были только разрывы бомб, вой сирен, смерть родных. Возраст определял врач, а фамилии и имена зачастую давали уже новые родители. Люди приходили встречать эшелоны семьями и с вокзала возвращались уже с приемными дочками и сыновьями. В течение 1943 года пожилой кузнец Шаахмед Шамахмудов стал отцом четырем осиротевшим детям. Затем он и его жена Бахри Акрамова взяли на воспитание еще 11 сирот. В семье Шамахмудовых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и представители других национальностей Советского Союза. Тысячи семей последовали примеру Шамахмудовых, дав приют русским, белорусам, молдаванам, украинцам, латышам, казахам, татарам. Шефство над сиротами брали даже учреждения, и в Узбекистане росли сыновья колхозов, трамвайных парков, парикмахерских, пекарен. Символом этого единения, выражением благодарности целого поколения людей из разных республик СССР и стал памятник семье Шамахмудовых, появившийся в мае 1982 года на площади "Дружбы народов". Монумент работы скульптора Дмитрия Рябичева представлял собой бронзовые фигуры кузнеца Шамахмудова и его жены Бахри в окружении детей. Над скульптурной группой поднимались 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом с гербами союзных республик. За 26 лет монумент стал символом гостеприимства узбекского народа и отправной точкой целого поколения. К теме второй малой родины, связанной с Ташкентом, не раз обращались в своем творчестве известные режиссеры, актеры, писатели. Город стал родным для писательницы Дины Рубиной, чьи родители встретились в эвакуации. Он - главное действующее лицо ряда ее произведений. Например, героиня романа "На солнечной стороне улицы", так же как и его автор, родилась в послевоенном Ташкенте Александр Абдулов, родившийся и выросший в Фергане, всегда очень остро реагировал на все события в республике. Когда в 2005 году в Узбекистане произошел мятеж, артист сказал журналистам: "У меня сложилось впечатление, что людям, организовавшим и бархатные революции, и мятеж в Узбекистане, на самом деле необходимо в очередной раз всех нас разделить. Иными словами, добить. Чтобы единое пространство, которое, хотим мы того или нет, продолжает сегодня существовать в умах и сердцах, окончательно рассыпалось. И мы бы тихо умирали по одиночке". Как говорит режиссер Али Хамраев, автор фильмов "Чрезвычайный комиссар", "Седьмая пуля", "Жаркое лето в Кабуле", душа ташкентца начала формироваться во время Второй мировой войны: "Во время войны в Ташкенте на каждом квадратном метре - чердаках, каких-то пристройках, коридорах, школьных классах - жили люди за занавесочкой или куском фанеры, проявляя взаимопонимание, уважение друг к другу ...". "Десятилетиями эта общность сохраняется, - говорит Аля Хамраев. - Даже когда порушился Советский Союз, когда появились визы, у ташкентцев, всех, кто разбросан по всему миру, в душе - безвизовое пространство. Мы встречаемся, обнимаемся, вспоминаем, плачем и любим наш Ташкент". Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
|