Историю прислала - Марьяна Скуратовская Георгий Мелихов (1908-1985), мой дед, уйдет на фронт сразу после защиты диплома Киевского художественного института в 1941 году. Первый Белорусский фронт, 69-ая армия, 48-й мостостроительный батальон - старшина Мелихов будет наводить переправы и строить мосты. Казалось бы, о том, что он художник, можно и нужно забыть - но и во фронтовых условиях, привычно называемых нами "тяжелыми", почти всегда на ходу, он спешил запечатлеть на бумаге военные будни.
Позднее скажут, что талант Мелихова-рисовальщика по настоящему проявился именно в годы Великой Отечественной. В 1943 году в Варшаве, разрушенной Варшаве состоится фронтовая художественная выставка, для которой Мелихов напишет три портрета командующих и автопортрет; и так необычно будут смотреться подписи под ними: "Полотно, масло. 1943 год". Полотно и масло - а не лист бумаги и карандаш, а то и уголь.
Из-за своих рисунков, уже в начале 1945-го года, он едва не угодит в штрафбат - командир соседней части примет его за немецкого шпиона, и сколько не будет старшина доказывать и показывать, что рисует пейзаж, а вовсе не расположение части, только вмешательство собственного командира, И. Матвиенко, его спасет. "Но больше я тебя выручать не буду" - и несколько месяцев после это Мелихов не рисовал. Вплоть до Победы. Свои награды - медали за взятие Варшавы и Берлина, и за победу над Германией, Орден "Великой Отечественной войны" он, конечно, получит не за рисунки - а, как написано на еще одной медали, "за боевые заслуги". Правда, за фронтовые рисунки, посвященные Польше, в 1977 Георгий получит почетное звание медаль "Заслуженного для польской культуры".
С войны он вернется с еще одной наградой - невестой, а потом женой Анной Доценко (военной переводчицей), с которой встретится в конце мая 1945-го в Люэ и счастливо проживет 45 лет. Увы, сохранилась только треть рисунков. После победы 69-ая армия была отправлена в Баку, и, когда проходили через Харьков, Мелихов оставил всю толстую пачку у одного из знакомых художников - и чтобы не везти с собой дальше, и чтобы на рисунки посмотрели в его родном Художественном институте (где он учился до Киевского).
А после демобилизации получил обратно только часть. Куда делись остальные - неизвестно. Казалось бы совершенно естественным, если бы художник, собрав такой значительный материал в годы войны, обратился к теме пережитого сразу после ее окончания, но... Первую картину на тему Великой Отечественной, "Весна 1945 года", он напишет только спустя пятнадцать лет, в 1960. Будут идти годы, Георгий Степанович Мелихов станет народным художником Украины и членом-корреспондентом Академии художеств СССР, получит Государственную премию, многочисленные медали и почетные грамоты, увидит половину Европы - уже не как фронтовик, будет писать Париж и Венецию, Рим и Марсель, но фронтовые рисунки в его творчестве всегда будут стоять особняком. Как память.
*** Георгий шел по одной из берлинских улиц и вдруг услышал звуки рояля. В разгромленной, полупустой комнате с поломанной мебелью, с полом, усыпанным разбросанными книгами, стоял рояль. А за роялем, спиной к заглянувшему в комнату человеку, сидел «наш» солдат – в шинели, даже не сняв винтовки, которая так и оставалась за плечами, пока он играл. За окном вели колонну пленных немцев. Был май 1945 г.
А пятнадцать лет спустя Георгий Мелихов, мой дед, написал эту картину, которую так и назвал – «Весна 1945 г.».
|