Сайт создан при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям
Общее количество
историй и фотографий: 929

08 Апреля 1950   
Конкурс "Я - наследник Победы"
Екатерина Крюкова, 8 "Б" класс школы №361, Мария Крюкова, выпускница школы №361

Вступление

Каждый из нас  - центр вселенной.
И поэтому каждый человек своей жизнью на земле
вносит свою лепту, как в хорошее,
так и в плохое, что на ней происходит.
Каждый оставляет после себя след…
А.И.Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ»

На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Миллионы и миллионы советских людей поднялись на защиту своей Родины. Эта война не обошла стороной ни одну семью, ни одного человека. Задело всех. И даже сейчас, через 60 лет после ее окончания, когда многих из ее участников нет в живых, она болью отзывается в сердцах и воспоминаниях родных и близких. Может быть, именно поэтому мы просто не можем не ощущать своей непосредственной причастности к великому подвигу нашего народа, к подвигу, который живет и всегда будет жить в благодарной памяти всего человечества.

«Память – достоинство человека,
беспамятство – его позор».

К сожалению, своего дедушку, Крюкова Георгия Сергеевича, я видела только на фотографии: он умер задолго до моего рождения. Но я уверена, что, хотя он и не принимал непосредственного участия в боях, не держал оружия, его вклад в Великую Отечественную войну не менее ценен и существенен. Он был железнодорожником – младшим лейтенантом железнодорожных войск. По рассказам моего отца и его братьев, дедушка не очень любил рассказывать о войне, хотя он ее прошел, вернее, проехал по рельсам от начала до конца.

С целью сохранить память о своем дедушке, Крюкове Георгии Сергеевиче, не только для себя, но и для будущих поколений, я решила написать и посвятить ему свою работу по программе «Память поколений». Ведь «память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого» (Максим Горький).

Работа написана со слов моих родственников, а также с использованием дополнительной литературы. (Смотрите список).

Биографическая справка.

Крюков Георгий Сергеевич родился 14 апреля 1913 года в городе Ефремове Тульской области, в многодетной семье столяра паровозовагоноремонтного депо Крюкова Сергея Георгиевича. Рано оставшись без отца, мой дед как старший в семье и, следовательно, кормилец, в 14 лет был вынужден работать в депо слесарем. Затем, став совершеннолетним, он «сел на паровоз».

Учась у опытных наставников, а также учась самостоятельно, мой дедушка быстро освоил сложную технику, сигнализацию, приемы вождения поездов, и из простых кочегаров стал машинистом паровоза.

Армию Георгий Сергеевич тоже отслужил на паровозе на Забайкальской Дальневосточной железной дороге. Страна строила новые города, заводы, укрепляла оборону, и дедушка возил в сложных сибирских условиях различные грузы. Вернулся он опытным и умелым машинистом, знающим и любящим свое дело, к которому он всегда относился очень добросовестно.

К началу войны он стал старшим машинистом, возглавил паровозный экипаж из 4-х бригад.

В войну водил поезда к фронту на участках: Москва – Тула – Волово – Елец – Воронеж – Сталинград (названия говорят сами за себя).

После войны продолжал работать на железной работе вплоть до ухода на пенсию.

В 1946 году женился на моей бабушке, Марии Михайловне, оставшейся после войны вдовой с восьмилетним сыном Юрием. Юру дедушка усыновил и всегда считал его родным. Затем у него родились два сына: Сергей, мой отец (1947год) и Вячеслав (1949 год).

Умер дедушка в 1969 году, прожив на пенсии один год. Сказались раны и нервный, напряженный труд.

По рассказам моих родственников, дед с детства очень любил охоту и рыбалку. Человек он был довольно веселый, эксцентричный. Даже о любимой работе отзывался с долей юмора: «Вот едешь зимой на паровозе. Левый бок и щека от раскаленной топки уже обгорели. А правая сторона коркой льда покрыта. Надо вперед смотреть, да еще и во все стороны реверс тяжелый руками крутить, краны различные переключать».

Железнодорожник Великой Отечественной войны

Перед описанием военной службы моего дедушки я хотела бы упомянуть о той роли, которую сыграл железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны, и о тех условиях, в которых приходилось работать железнодорожникам: «Рассматривая вопросы защиты Отечества, нельзя не заметить, что в укреплении обороноспособности страны большое значение имели железные дороги». Только хорошо развитый, четко и бесперебойно работающий транспорт дает возможность быстро осуществлять сосредоточение войск, обеспечивать их высокую маневренность, своевременно снабжать фронт всем необходимым, удовлетворять потребность народного хозяйства и населения в перевозках, укреплять единство фронта и тыла». («Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945» под редакцией Н.С.Конарева, Москва, транспорт 1985 год, страница 4.)

В годы Великой Отечественной войны железнодорожникам приходилось без сна и отдыха возить перегруженные эшелоны с не одним десятком танков, сотнями тонн боеприпасов и прочего груза, а также пополнениями живой силы на фронт по разбитым врагом путям и зачастую под обстрелом вражеской артиллерии и авиации. А обратно с фронта – раненых, разбитую технику в ремонт. Осуществлялась также переброска войск с одного места на другое. В этой важной, сложной и опасной работе мой дед, будучи машинистом, принимал самое непосредственное участие. И хотя Георгий Сергеевич очень редко рассказывал о своей службе на войне, награды, полученные им, говорят сами за себя (до наших дней они не дошли, так как были похоронены вместе с дедушкой.)

За войну бомбами было разбито три паровоза, после одной из бомбежек деда, контуженного, откопали на второй день, совершенно случайно, восстанавливая железнодорожную насыпь полотна.

Немецкие летчики истребители постоянно обстреливали эшелоны, как идущие к фронту, так и санитарные с красным крестом. Чувствуя свою безнаказанность, они порой летели вровень с паровозом и, злорадно ухмыляясь, грозили кулаком. В один из таких налетов дедушке из самолетного пулемета прострелили ногу. Пуля вошла в икру и вышла в районе щиколотки. Истекая кровью, он довел состав до места назначения. Ногу чудом удалось спасти от гангрены и ампутации. После чего дед, боясь попасть в плен, две недели скрывался в подвалах оккупированного фашистами города Ефремова. Когда город был освобожден, ему предстояло долгое и неприятное объяснение в спецорганах – почему остался в тылу врага и уцелел. Годы Великой Отечественной войны были суровыми во всех отношениях. Но вот он снова в строю и снова ведет паровоз по рокаде. Этот эпизод, заимствованный из книги «Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны», с полной достоверностью соответствует немногочисленным рассказам деда о своей военной службе:

«В двух километрах от станции отправления я заметил в небе самолет, медленно поднимавшийся из-за леса. Предупредил бригаду: - Приготовьтесь! На тендере и в будке машиниста двери были немедленно закрыты. Дал сигнал «воздушная тревога». Еду и наблюдаю за самолетом. Вот он пошел на снижение. Значит, фашистский летчик готовится к обстрелу поезда. Я сразу сократил скорость до пяти километров в час. И стервятник промчался мимо.

Видя, что самолет готовится ко второму заходу, я развил скорость до 60-70 километров в час. Самолет, развернувшись, снова пошел на снижение. Когда он стал подлетать к составу, я экстренно затормозил. Летчик, не предвидя такого маневра, не успел выпустить пулеметной очереди по вагонам, а когда он начал стрелять, пули ложились впереди вагона. Затем я опять развил скорость и вскоре подъехал к станции. Здесь тщательно осмотрел паровоз и вагоны. Лишь три пули попали в состав. Хотя они были бронебойные и разрывные, никого не ранило».

(«Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны»1985год, редакция Конарева, стр.83).

Такая маневренность при ведении поезда сводила на нет замыслы фашистских стервятников, позволяла спасать жизни людей. И все же одиночные фашистские ассы–истребители устраивали настоящую охоту на эшелоны, идущие по рокадам (дорогам, проходящим вдоль линии фронта). Их задача была расстрелять из пулеметов экипаж, сам паровоз, выпустить из него пар, заставить остановиться. А потом налетали бомбардировщики, и на стоящий состав обрушивалась лавина бомб.

Когда такое случалось, повреждался котел паровоза, находчивые машинисты, и в том числе мой дедушка, из этого положения сумели найти выход. Специалисты заранее заготовленными «бородками» (железными заостренными кольями) зачеканивали пробоины в котле, пары поднимались до нужного давления, и поезд успевал уехать до налета бомбардировщиков. Дедушка рассказывал, что иногда паровоз прибывал на станцию, похожий на ежика: весь утыканный «бородками».

Из-за нехватки паровозов и срочности доставки грузов часто эшелоны шли перегруженными, и слабые, израненные войной паровозы не всегда могли взять крутой подъем, с тяжелым составом, особенно зимой. Остановка на перегоне, сами понимаете, к чему могла привести. Но и здесь помогла смекалка и сноровка. Дедушка был один из инициаторов и истинным мастером так называемого «толкача». Его паровоз на тяжелых участках пути нагонял перегруженный эшелон, плавно к нему прицеплялся и выталкивал его на подъем. Быстро возвращался за следующим эшелоном. Эти участки были под особым контролем у фашистов, и, значит, Георгию Сергеевичу постоянно приходилось бывать под огнем. Вот отрывок из статьи, напечатанный в газете «Правда» 25 января 1942 года: «Сколько изобретательности и инициативы, находчивости проявляют в суровые военные дни лучшие люди транспорта! Одни находят возможности собственными силами, не загружая промышленность, изготовлять оборудование, инструмент, запасные части; другие берутся за строительство бронепоездов, выискивают возможности ускорения движения поездов, лучшего использования паровозов и вагонов, быстрейшего и доброкачественного ремонта подвижного состава, увеличения весовых норм поезда».

Вот какие подвиги совершали железнодорожники в годы Великой Отечественной войны! И среди них – мой дедушка, Крюков Георгий Сергеевич!

Поэт В.И.Лебедев–Кумач сложил о железнодорожниках песню «Железные люди железных дорог». В припеве этой песни такие слова: 

                             На станции каждой
                             Живут патриоты
                             Герои отважной
                             И четкой работы.
                                              Они не сдаются
                                              Врагу никогда
                                              И твердой рукою
                                              Ведут поезда!

Память и преемственность поколений.
(заключение)

Дядю Юру и моего отца Сергея дедушка еще мальчиками возил на паровозе, приучал к «железке». И они пошли по его стопам. Окончили железнодорожный институт. Дядя Юра всю жизнь проработал в депо, сейчас он на пенсии. А мой папа Сергей Георгиевич работает инженером в московском метрополитене.

Кстати, в метро станция Таганская–кольцевая оформлена барельефами «Слава Советским Летчикам» и другие. Среди них выделяется барельеф «Слава Советским Железнодорожникам». Портрет машиниста очень похож на моего дедушку, словно сделан с него.

На станции города Узловая (Тульская область) возле вокзала, где всю жизнь проработал дедушка, на постаменте стоит паровоз ФДЖ – в память о железнодорожниках Великой Отечественной войны.

 Теперь его с большим интересом изучает дедушкин внук Сергей (мой брат) и правнук Алексей. Они мечтают стать машинистами, как дедушка! Сейчас нет паровозов, Сережа и Алеша поедут уже на мощных комфортабельных локомотивах и под мирным небом, которое потом и кровью отвоевали для нас наши деды, в том числе и мой дедушка, Крюков Георгий Сергеевич.

Список используемой литературы:

1. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне» под редакцией
    Н.С.Конарева ; Москва «Транспорт», 1985г.

2. В.А.Раков «Локомотивы отечественных железных дорог. 1845 –    1955»;
    Москва «Транспорт», 1995г.


...




 От Советского Информбюро
 Твоя война
 Фронтовой альбом
 Плакаты
 Фронтовые фотографы
 Песни войны
 Пресса о войне
 Рассекреченная война
 Города Герои
 Награды времен ВОВ
 Основные сражения времен ВОВ
 Военная техника времен ВОВ

  Хроника дня 22 июня 1941
  года
  Акция «Георгиевская
  ленточка»
  Открытки ко Дню Победы

Площадка в LiveJournal.com
сообщество pobeda_ru


Читайте также


















2005 © Copyright “РИА Новости”, Москва      
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



Hosted by uCoz