Недавно разбирал бумаги своего деда, к сожалению уже умершего в 2003 году, наткнулся на один очень интересный документ. Прочитав его, понял, что если вот так прожить свою жизнь, то можно считать что внес в историю человечества весомый вклад. После этого все наши дела кажутся такими мелкими и незначительными. Представляю на ваш суд, данный документ. Постараюсь максимально точно передать его синтаксис.
Н А Г Р А Д Н О Й Л И СТ 1.ФИО: Салата Михаил Емельянович, 2.ЗВАНИЕ: Гвардии подполковник штурман 140-го Бомбардировочного авиационного Нарвского Краснознаменного ордена Суворова полка. 3.ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ: к присвоению звания «Герой Советского Союза» 4.ГОД РОЖДЕНИЯ: 29.07.1913 5.НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: Украинец 6.ПАРТИЙНОСТЬ: член КПСС с 1939 г. 7.УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПО ЗАЩИТЕ СССР И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (ГДЕ И КОГДА): С 22.06.41 г. – 2.07.41 г. На Западном фронте. С 17.08 по 4.10.42 на Сталинградском, с 04.03.43 г. – 15.10.44 г. На Ленинградском и 16.10.44г. до окончания войны на 3-ем Белорусском фронте. 8.ИМЕЕТ ЛИ РАНЕНИЯ И КОНТУЗИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: 28 марта 1945г. в воздушном бою получил сильный ожог лица и тела, перелом 4-ех ребер грудной клетки. 9.С КАКОГО ВРЕМЕНИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР: В СА с 1931 г. 10.КАКИМ РВК ПРИЗВАН: Звенигородским РВК, Черкасской обл. 11.ЧЕМ НАГРАЖДЕН (ЗА КАКИЕ ОТЛИЧИЯ): 2-мя Орденами Красного Знамени, Орденом Александра Невского, Орденами Отечественной Войны I и II ст., Орденом Красной Звезды и 11 медалей Союза ССР. КРАТКОЕ КОНКРЕТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА И ЗАСЛУГ: Штурман ВВС I-го класса, гвардии подполковник запаса САЛАТА Михаил Емельянович участвовал в боях против немецких захватчиков с первого дня Великой Отечественной войне и до ее победоносного окончания. На Западном, Сталинградском, 3-ем Белорусском фронтах. Совершил 113 успешных боевых вылетов на самолете СБ и ПЕ-2 в качестве ведущего АЭ (Авиаэскадрилии), АП (Авиаполка) и авиадивизии. Из них 12 вылетов одиночно днем и ночью, 10 – с пикированием в составе 9 самолетов, одиночно и нескольких экипажей. В воздушных боях с истребителями противника лично сбил три вражеских самолета.
Как ведущий штурман и мастер бомбовых ударов в каждом боевом вылете проявлял высокое мастерство в поражении заданной цели. Всегда служил примером штурманам самолетов, звеньев и АЭ, как надо мастерски, смело, стойко выполнять боевые задания в любых метеоусловиях и сложной воздушной обстановке.
24 июля 1941 года будучи ведущем штурманом группы самолетов СБ, вылетевших на задание без прикрытия истребителей, прицельно успешно поразил скопление живой силы, техники и артиллерии противника на дороге у населенного пункта Нашленвичи, что в районе города Слуцка. На цель было сброшено 72 бомбы ФАБ-100 и АД-50. Визуально было отмечено десятки попаданий бомб по цели, произошло 12 взрывов танков и машин, вызвано 25 пожаров. При отходе от цели группа была атакована большим количеством истребителей противника. В ходе воздушного боя, штурман АЭ САЛАТА смело и активно из своего пулемета отражал атаки Bf-109, стремившегося сбить ведущего. Своим метким огнем он сбил Bf-109, его смелые действия укрепили уверенность у летного состава в возможности отражения атак истребителей противника.
28 июня 1941г. противник стремился захватить мост через реку Березина. На этом участке создалась достаточно сложная обстановка для наших войск. Группа самолетов, ведомая командиром АЭ ДУЖИМ и штурманом АЭ САЛАТОЙ получила задание нанести удар по мосту. Грамотно маневрируя в зоне зенитного огня, преодолевая ураганный огонь ЗА (зенитной артиллерии), группа вышла нацель и поразила ее, было отмечено попадание 2-ух бомб ФАБ-250 по мосту шоссейной дороги. Успешным ударом было задержано форсирование реки Березина войсками противника на 2-ое суток.
3-4 июля 1941г. противник для форсирования реки Днепр на участке Копыс – Шклов сосредоточил большую массу своих войск. Перед командиром АЭ ДУЖИМ и штурманом АЭ САЛАТА была задача нанести в ночное время удар с высоты 100-120 метров с применением гранулированного фосфора (по-моему напалма J) по группировке войск противника и поджечь его боевую технику. АЭ в составе 5-ти самолетов вышла на цель с тыла. С высоты 250 метров на приглушенных моторах снизилась до высоты 100 метров и находясь в сплошном огне стрелявшего противника, успешно поразила цель. В результате смелого удара ночных бомбардировщиков 140 БАП (бомбардировочного авиаполка) противнику был нанесен большой урон и форсирование реки Днепр было задержано на 3 – 4 дня.
В успешном выполнении этой важной и рискованной задачи большую роль сыграло мастерство, мужество и дерзость штурмана САЛАТА и командира АЭ. 26 августа 1942 года немецкие танки прорвали нашу оборону у стен Сталинграда и приближались к реке Волге, им надо было любой ценой нанести урон и отбросить назад. К исходу дня 140 БАП (уже переученный и переведенный на Пе-2) получил боевую задачу на уничтожение прорвавшихся фашистских танков. Командир АЭ со штурманом САЛАТА первыми вылетели на выполнение поставленной задачи, без прикрытия истребителей. В сложной воздушной обстановке с малой высоты был нанесен бомбовый удар по танкам, несмотря на сильный огонь ЗА противника. В этой обстановке экипаж проявил высокое мастерство в пилотировании и бомбометании, мужество и отвагу по выполнению боевой задачи, чем содействовал в ликвидации угрожающего положения для наших наземных войск.
10 сентября 1942 года I АЭ в составе 9 Пе-2, ведущий ДУЖИЙ, штурман САЛАТА наносила бомбовый удар по танкам, мотопехоте и артиллерии у совхоза «Плодовитый», что южнее города Красноармейска в 12 км. В результате прямых попаданий загорелось 8 танков и 18 автомашин. Успешным бомбовым ударом была сорвана атака противника на позиции 62-ой Армии. При возвращении от цели наша группа Пе-2 была атакована 12 Bf-109. В воздушном бою штурманами и стрелками-радистами было сбито 3 Bf-109. Один из них был лично сбит САЛАТА, показав еще раз, что является не только мастером бомбовых ударов но и отличным воздушным стрелком. (по воспоминаниям моего деда, Bf-109 очень «удачно» влез в прицел пулемета БТ во время своей атаки и он очередью с 200-от метров оторвал у мессера крыло).
На Ленинградском фронте, став штурманом 140 БАП (бомбардировочного авиаполка), САЛАТА М.Е. продолжал водить группы на выполнение наиболее ответственных боевых задач. Противник с района Пулковских высот сильно обстреливал осажденный Ленинград.(немцы установили на высотах корабельные 305-мм орудия – серьезная штука) Перед САЛАТОЙ была поставлена задача с командного пункта нашей артиллерии у Нарвских ворот засечь местонахождение пушек, ведущих огонь по Ленинграду, а затем нанести бомбовый удар. 21 сентября 1943 года группа под командованием командира 2-ой АЭ Кузьменко, ведущий штурман САЛАТА, в составе 9 Пе-2 вылетела для удара по пушкам, обстреливавших город Ленинград. Преодолевая сильный заградительный огонь ЗА противника, наша группа вышла точно на цель и спикировала 9-ю Пе-2, точно поразив цель. При этом была уничтожена одна пушка и повреждены две другие. Обстрел Ленинграда крупнокалиберной дальнобойной артиллерией был прерван. Группа потерь наших самолетов не имела.
9 июня 1944 года, будучи штурманом группы самолетов в составе 18-ти Пе-2 успешно нанес бомбовый удар по ж/д станции Выборг, где было 10 эшелонов с техникой, цистерны с горючим, один эшелон с артиллерией и два эшелона с танками и автомобилями. В итоге исключительно точного бомбометания на станции возникло 26 взрывов и большое количество пожаров. Ж/д станция была выведена из строя на долгий срок.
Мастерски штурманом САЛАТОЙ было произведено бомбометание по станции Иыхва западней города Нарвы, по ж/д станции Тапа на пути к Таллину (простите эстонцы, что с одной «н» - тогда было так), по морскому порту Таллина и многим другим целям в период наступательных операций войск Ленинградского фронта.
Мужественно, стойко, с полной отдачей своих сил, САЛАТА выполнял боевые задачи на 3-ем Белорусском фронте и как лучший мастер бомбовых ударов своим личным примером и бесстрашием вдохновлял личный состав на беспощадное уничтожение врага. 21 октября 1944 года, 3-ая АЭ (ведущий БОРИСОВ – САЛАТА), в составе 9-ти Пе-2 успешно нанесла удар по ж/д станции Кабортай, где было сосредоточено большое количество немецких войск и техники. Стоящие эшелоны были накрыты разрывами бомб. От прямых попаданий произошло 10 взрывов, вспыхнули пожары. К исходу следующего дня наши войска овладели городом Кабарта и подошли к государственной границе фашисткой Германии.
17 февраля 1945 года группа Пе-2 в количестве 2-ух девяток – ведущий КОВАНЕВ – САЛАТА в сложных погодных условиях наносила удар по северо-восточной окраине города Кенигсберга. Несмотря на низкую облачность, плохую видимость, группа на высоте 500 метров, настойчиво шла к цели. В условиях сплошного огня ЗА и стрельбы изо всех типов оружия, поставленная боевая задача была выполнена успешно, бомбы были сброшены по заданной цели. На обратном пути в районе Инстенбурга группа Пе-2 попала в сильный снегопад при высоте полета 250 метров. При плохой видимости, практически в слепую, штурман САЛАТА, несмотря на сложившиеся погодные условия, вывел группу на свой аэродром. Группа произвела благополучную посадку. Задача была выполнена без потерь. (Дед делился впечатлениями, что это самый страшный случай, произошедший с ним, за всю войну – в условиях нулевой видимости могли погибнуть все 18 самолетов. А он был ведущий группы, и гибель самолетов и экипажей была бы на его совести)
Мужественно, стойко, с проявлением героизма и высокого чувства воинского долга, было выполнено боевое задание 17 марта 1945 года, когда в конце боевого дня была поставлена задача нанести удар по скоплению войск противника юго-западней Кенигсберга. Группа Пе-2 ведущие МОИСЕЕНКО – САЛАТА на боевом курсе была атакована истребителями противника, на самолете загорелся левый двигатель, но ведущие продолжали лететь к цели и поразили ее прицельно. На обратном пути экипаж был вторично атакован истребителем Fw-190. В воздушном бою штурманом САЛАТОЙ был сбит Fw-190. Экипаж пытался сбить пламя, но успеха не было. Доведя самолет на свою территорию и видя, что нижняя часть кабины объята пламенем, горела одежда и обувь, экипаж начал покидать самолет. Парашют САЛАТА полностью не раскрылся и он на большой скорости упал в глубокий овраг. При ударе о землю он получил перелом четырех ребер грудной клетки, был сильно ушиблен позвоночник. Лицо, шея и половина спины имели сильный ожог. САЛАТА в очень тяжелом состоянии был подобран нашими войсками и направлен в госпиталь.
Под руководством и личном участии САЛАТЫ, как ведущего штурмана АЭ и авиаполка 140 БАП за период Великой Отечественной войны было совершено 3320 успешных боевых вылетов. Противнику был нанесен урон: уничтожено и выведено из строя 7400 солдат и офицеров противника, в воздушных боях было сбито 17 истребителей, на аэродромах уничтожено 18 самолетов. Разрушено 6 мостов и переправ, уничтожено 36 железнодорожных эшелонов с танками, артиллерией, живой силой и горючим. Уничтожено 43 танка, 18 бронетранспортеров, уничтожено 146 автомашин с живой силой. Выведено из строя и уничтожено прямыми попаданиями 156 орудий, три дальнобойных пушки, обстреливающих город Ленинград. Уничтожено и повреждено 18 орудий зенитной артиллерии, потоплено 2 военных транспорта с живой силой и техникой в период боев за Кенигсберг, остров Сарьма в порту Куресофе и другие потери.
Мужество, смелость, отвага, героизм, высокое мастерство по вождению больших групп самолетов, а также высокие патриотические чувства САЛАТЫ при выполнении боевого задания – всегда были ярким примером для летного состава полка и дивизии. Собравшись в декабре 1972 г.на юбилейную встречу , посвященную 30-летию со дня формирования 276 БАД, ветераны 140 БАП и 276 БАД высоко оценили боевую работу гвардии подполковника запаса Салата М.Е. и рекомендовали Совету Ветеранов 276 БАД возбудить ходатайство о присвоении ему звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
За время нахождения в запасе Салата М.Е. характеризуется положительно. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявление при этом мужества, отваги и геройства – представляю гвардии подполковника САЛАТА М.Е. к правительственной награде – присвоению звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Редакция сайта не отвечает за достоверность присланных читателями писем и историй
|