В нашей семье хранится фотография, сделанная в тысяча девятьсот тридцать
девятом году. Это фотография брата моей прабабушки. Климова Николая
Борисовича.
Судьба его, как и многих людей его поколения, была связана с армией, да и
погиб он на войне, а был ему тогда всего двадцать один год.
Николай Борисович родился в тысяча девятьсот двадцатом году в Тульской
области, в деревне и, когда закончил школу, уехал в Кронштадт, в военно-морское
училище, а закончив его, получил назначение в город Севастополь. Как выяснилось
позже, это назначение было в первую бригаду подводных лодок Черноморского флота.
Да, профессию он получил самую гуманную – врач, но врач – военный, и служить ему
предстояло на подводной лодке…
В самом начале войны он в составе своей части оказался в самом очаге военных
действий.
Всего несколько писем получили родители Николая от своего младшего сына с
военной службы, уже в декабре в тысяча девятьсот сорок первого года было
прислано извещение от командования, что их сын, Климов Николай Борисович,
считается без вести пропавшим…
Долгие годы слали несчастные родители запросы и писали в Севастополь
командующим черноморского флота с просьбой объяснить как погиб их сын, но ответ
был один: «Считается без вести пропавшим».
Но вот спустя сорок два года в центральной прессе появляются статьи о том, у
берегов города Варны болгарский траулер «Алка» вел прибрежный лов, но часто
тралы цеплялись за что-то, что многие капитаны считали подводной скалой. Вот и в
тот день, четвертого июля, трал «Алки», словно якорь, застопорил ход судна.
Аквалангистам поручили выяснить, что это за подводная скала и можно ли
освободить трал. Вскоре вся команда знала: трал зацепился за подводную лодку. А
уже через четыре дня водолазы с болгарского судна обнаружили на боевой рубке
затонувшего корабля звезду с серпом и молотом. Тем не менее, потребовался почти
месяц, чтобы установить название лодки. Море, которое более сорока лет хранило
тайну, не хотело ее раскрывать. Вместе с советскими водолазами работали и
болгарские. В течение нескольких дней был очищен корпус лодки, но этот адский
труд не увенчался успехом, и было принято решение – открыть верхний люк рубки и
войти в центральный пост.
Ценой неимоверных усилий мужества и героизма, проявленных при выполнении
работ, связанных с разгадкой тайны затонувшей лодки, водолазы смогли проникнуть
внутрь, поднять на спасатель морские карты, корабельные часы, которые показывали
двадцать часов сорок пять минут, дневник входящих и исходящих радиограмм и
дневниковую запись.
В тот день также установили и название лодки: «Щ – 204» - такие литеры стояли
на штурманской кальке в бланках радиограмм.
Время и море скрыли тайны обстоятельств гибели «Щуки». Но многочисленные
пробоины в корпусе говорят о том, что лодка подверглась жестокому обстрелу.
Обнаруженный на палубе снаряд, который не успел направить по врагу,
свидетельствовал о том, что лодка погибла в сражении. Останки подводников
обнаружили на их боевых постах, они вели бой.
На лодке во время ее последнего похода было сорок два человека. Конечно
невозможно поднять лодку со дна моря, но экипаж теперь перестал числится в
списках пропавших без вести. Теперь мы можем узнать их имена. Это старший
лейтенант Гриценко, военный командир Мягковский, капитан-лейтенант Виктор Дон,
мичман Валерий Жгун, старшие матросы Тетервлев, Роминко, матросы Шеховцев,
Тищенко, Подольский…
Во все уголки страны рассылались конверты с пометкой в левом углу:
«Разыскиваются родственники погибшего в тысяча девятьсот сорок первом…»
Такой конверт был получен и хранится и в нашей семье.
Море открыло много тайн, но чем дальше идет поиск, тем больше возникает
загадок. Известно, что кто-то из экипажа в последний поход не пошел. Кто? Жив ли
он? Считалось, что погибли все, и лишь через много лет выяснилось, что один из
его членов остался в живых, а войну закончил в пехоте.
Останки команды «Щуки» были захоронены на кладбище воинов, погибших в Великой
Отечественной войне в братской могиле.
Девятнадцатого сентября тысяча девятьсот восемьдесят третьего года весь
Севастополь провожал в последний путь воинов-подводников. У болгарских берегов
на месте гибели «Щ-204» установили памятный буй, и тысячи судовых колоколов
отдали честь бесстрашным витязям черноморских глубин.
|