Введение Скоро наступит новый 2005 год – год шестидесятой годовщины победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. Наша школа готовится достойно встретить эту торжественную дату. Объявлены конкурсы творческих работ на различные темы, посвящённые Дню Победы, проводятся встречи с ветеранами войны и трудового фронта, обновляются экспозиции в школьном музее.
В нашей семье День Победы - один из самых главных праздников, ведь свой вклад
в победу внесли мужчины нашей семьи. Мои прадедушки были участниками тех
страшных событий, но они уже ничего не смогут рассказать мне, их нет в живых. К
счастью, жива моя любимая старенькая прабабушка Надежда Фёдоровна Пузанова и она
охотно делится со мною своими воспоминаниями. В нашей семье бережно хранятся и
передаются из поколения в поколение документы, письма, фотографии. Я решил
провести исследование нашего архива, записать воспоминания прабабушки, чтобы
сохранить и передать исторические факты своим потомкам. Я надеюсь, что моя
работа станет данью уважения к моим погибшим предкам, а членам моей семьи будет
приятно видеть моё внимание и интерес к истории семьи. Он не увидел своего сына…
Великая Отечественная война 1941-1945 г. была большим испытанием для
нашего народа. Почти в каждой семье были убитые, раненые. Многие возвращались с
войны с орденами и медалями и сразу начинали работать в народном хозяйстве или
продолжали служить в армии.
Нюхолов Петр Дмитриевич, отец моего дедушки, до войны закончил в г. Москве
школу комполитсостава и был назначен начальником школы снайперов. Он был
женат, и у него уже росла дочь. Летом 1941 года в звании младшего лейтенанта он
был призван в Красную Армию. Сын родился, когда прадедушка был на фронте, но он
его так и не увидел. Письма с фронта или от адресата: Действующая армия,
полевая почта 14-17.Почтовый ящик №014 литер «Б»-81.Нюхолову Петру
Дмитриевичу.
Сохранилось несколько писем с фронта, они написаны на желтой бумаге в
клеточку чернилами и карандашом. Последнее письмо датировано 01.12.1941г. В нем
он пишет, что находится под Москвой, начал воевать, что они замечательно
вооружены, обуты, одеты. Пишет, что дни морозные им выгодны, а для немца - гроб.
Далее о доме, детях, родителях, вспоминает довоенную жизнь и передает всем
привет. Больше писем не было. Затем пришло извещение о том, что Нюхолов Петр
Дмитриевич погиб 13 февраля 1942 года (в возрасте 28 лет) под Смоленском,
Барятинский район, село Лощихино. Там были очень тяжелые бои, Смоленск несколько
раз переходил от наших к немцам и наоборот. Нюхолов Петр Дмитриевич похоронен в
братской могиле, и мы с моим дедушкой, его сыном, каждое лето ездим к нему на
могилу. Мне кажется, что песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова и о моём
прадедушке написана, вот отрывки из неё:
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А
превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех давних Летят и подают нам голоса Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса. Сегодня, под вечернюю порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершая путь свой длинный И выкликают чьи-то имена……. Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Его профессия – защищать Родину
Пузанов Леонид Петрович (1909-1979 г.), отец бабушки, еще до Великой
Отечественной войны участвовал в освобождении Западной Белоруссии в 1939 году.
1939-1940 годах участвовал в Финской кампании.
В Великой Отечественной Войне он участвовал в составе 100-й ордена Ленина
стрелковой дивизии, 1-ой гвардейской, ордена Ленина стрелковой дивизии, и 1-ого
гвардейского, ордена Ленина и Кутузова Венского механизированного корпуса.
Награжден нагрудным знаком «Первогвардеец» в память о службе и участии в
боях Великой Отечественной войны в составе корпуса, победоносно пронесшем боевое
Знамя от стен Минска и Ельни до Вены. Участвовал в боях на фронтах Великой
Отечественной войны с 05.02.1942 по 09.05.1945 г.г.: на Северо-Западном фронте,
Калининском фронте, Прибалтийском фронте.
Леонид Петрович начал войну начальником оперативной части стрелковой бригады
в звании майора, а закончил войну начальником штаба корпуса в звании полковника.
За боевые заслуги он награжден орденами: Отечественной Войны 1-степени, Красного
знамени; медалями «За боевые заслуги» 3 раза, «За победу над Германией в
Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.» и многими другими медалями.
После войны до 1958 года мой прадедушка продолжал служить в рядах Советской
Армии, а затем работал в народном хозяйстве. Он любил молодёжь и много
занимался с молодежью. Каждую весну День Победы он встречал со своими
однополчанами на площади около Большого театра, и с каждым годом их становилось
всё меньше и меньше.
Прадедушка умер в 1979 году, похоронен на Хованском кладбище г. Москвы.
Рассказ о жизни детей
Какой же была школа в годы Войны?
Учебные классы, как правило, были переполнены. В одном классе могло быть до
40 учащихся, то есть по 3-4 человека за одной партой. Парты были
темно-коричневого цвета с наклонными столами черного цвета и с откидной доской.
Учитель имел стол и стул. Классная доска была прибита к стене и покрашена в
черный цвет. На стенах в классах и коридорах висели портреты Ленина и Сталина. В
школу ходили с портфелями, а у кого не было с тряпочными сумками. Писали
перьевыми ручками и носили с собой чернильницы. Тетради были изготовлены из
серой бумаги.
Установленной формы одежды не было. В школу ходили в одежде, которая имелась
дома. Школы плохо отапливались, и дети сидели в тёплых вещах. Но требования к
чистоте и опрятности внешнего вида не отменялись. Девочки заплетали волосы
в косы, завязывали хвостики с бантами, носили короткие стрижки. У мальчиков были
короткие стрижки.
В школе питания не было. Кто мог, брал с собой кусочки хлеба, яблоко. Во
время войны продукты получали по карточкам на каждого члена семьи. Хлеб давали
по 300-400-600 граммов на человека. Еда по карточкам была очень скудная.
Следовательно, готовили супы, каши, картошку. Сахар, селёдку, мясо ели экономно.
Потеря продуктовой карточки граничила со смертью.
Обед готовили в кухне на керосинке, а отапливались буржуйками. Спали на
железных кроватях. Пили из стеклянных стаканов, а также из алюминиевых кружек.
Кастрюли, сковороды, ковши, вилки, ложки были из алюминия. Тарелки были
фаянсовые, фарфоровые, алюминиевые.
Пионеры и комсомольцы после школы ходили в госпитали ухаживать за
ранеными. А маленькие дети, как и все дети мира, любили играть. Девочки
играли в куклы, вырезая их из бумаги, а мальчики играли в лапту и
казаки-разбойники. Дети очень любили читать и ходили в библиотеку. Самым
любимым праздником был Новый Год. Наряжалась ёлка, на неё вешали конфеты,
орешки, фантики, яблоки, а также всевозможные поделки. Снег делали из ваты. Дети
писали красочные поздравления друг другу и очень радовались Новому Году.
Несмотря на тяжелое время, голод и горе (почти в каждый дом приходили
похоронки) люди не озлобились и жили дружно. Каждый помогал, как мог, другому. 9
мая 1945 года пришла долгожданная победа, и люди с облегчением вздохнули. Но ещё
долго откликались отголоски войны.(Написано со слов моей прабабушки Надежды
Федоровны Пузановой) Заключение
Вот такую трудную и интересную жизнь прожили ветераны Великой Отечественной Войны. Сегодня мы чаще всего встречаем их в поликлиниках и магазинах старенькими и больными. Но именно они много лет назад совершили боевой и трудовой подвиг и отстояли независимость нашей страны. Если бы я был волшебником, я бы дал им вторую жизнь, чтобы они никогда не болели, отдыхали на лучших курортах и путешествовали по всему миру. Но я не волшебник и не могу этого сделать, но я могу заботиться и беречь свою прабабушку Надежду Фёдоровну и дорожить памятью погибших предков.
|