Автор Расти Маркс 60-летняя тайна: самолет ВМФ разбился в российских горах во время Второй мировой В 1962 году советская экспедиция обнаружила на пустынной Камчатке корпус американского бомбардировщика, разбившегося, очевидно, во время Второй мировой войны, то есть почти на двадцать лет раньше. Тела членов экипажа по-прежнему были внутри, одетые в кожаные куртки и летные костюмы. Как американский самолет оказался на ветреном склоне в сотнях миль от любой известной американской базы? СССР недолго размышлял об этом – в условиях секретности «Холодной войны» находку замолчали. Прошло еще сорок лет, прежде чем Ральф Уэттерхан, занимающийся поисками пропавших без вести военнослужащих, смог разгадать тайну Бомбардировщика-31. Его книга «Последний полет Бомбардировщика-31» (The Last Flight of Bomber 31) рассказывает об американских и японских летчиках, вовлеченных в жизненно важную, но малоизвестную кампанию Второй мировой, которая разворачивалась над Арктикой. Рассказывает она и о поиске бомбардировщика и опознании членов его экипажа.
Американские бомбардировщике базировались на Атту – самом удаленном от Америки острове в Беринговом море у западного побережья Аляски. Оттуда они, часто в ужасных погодных условиях, отправлялись на задания – атаковать японские корабли и мешать переброске войск. Японцы со своих собственных арктических баз поднимали вверх истребители, а также окружали базы и корабли зенитными орудиями, чтобы сбивать американцев. Уэттерхан сам бывший пилот ВВС и ВМФ, на его счету 180 боевых вылетов. Он прошел специальную подготовку для расследования авиакатастроф и часто пишет о пропавших без вести американских военных. Его предыдущая книга, «Последний бой: Инцидент в Маягезе и конец вьетнамской войны» (The Last Battle: The Mayaguez Incident and the End of the Vietnam War), рассказывает о группе моряков, брошенных на берегу Камбоджи во время неудачной спасательной операции через две недели после официального окончания войны во Вьетнаме. Все они подверглись пыткам и были убиты. (Один из моряков был родом из Западной Виргинии).
В 2000 году Уэттерхан с группой следователей приехал на Камчатку для расследования катастрофы Бомбардировщика-31, опознания его экипажа и составления полной картины событий, приведших к его гибели. Несмотря на то, что в какой-то момент русские пытались разделить самолет, очевидно, пытаясь его спрятать, экспедиция нашла место катастрофы на удивление хорошо сохранившимся.
«Мы начали с осмотра места происшествия, – пишет Уэттерхан. – По окраске и форме двойного хвоста легко можно было понять, что это ПВ-1 Вентура, самолет американских ВМФ, ни один из которых не был отдан СССР, по крайней мере, намеренно. Это означало, что останки не могли принадлежать советским летчикам».
Поблизости они нашли двигатели самолета. На одном из них были следы крупнокалиберного снаряда, который, очевидно попал во втулку воздушного винта и взорвался. Кругом также валялись боевые снаряды и неразорвавшаяся 500-фунтовая бомба. «Доктор Джеймс Коннелл из посольства США в Москве подошел к сплющенному двойному хвосту, типичному для нескольких средних американских бомбардировщиков той эпохи, – продолжает автор. – Он поднял левый вертикальный стабилизатор, на котором был четко виден номер 34641. Другой номер, 31, написанный крупнее, был начертан на другом куске хвоста.
Коннелл сверил номера со своим списком пропавших без вести самолетов. Они соответствовали бомбардировщику ВМФ ПВ-1 Вентура, управляемому лейтенантом Уолтом Уитманом и шестью членами экипажа. Самолет пропал во время боевого задания 25 марта 1944 года. Теперь его нашли. Но что Бомбардировщик-31 делал на Камчатке?»
По жанру «Последний полет Бомбардировщика-31» сочетает историческую книгу, журналистское расследование и инсценировку. Это интересное и захватывающее описание малоизвестной воздушной войны, которая для экипажа Бомбардировщика-31 окончилась на склоне российского вулкана. Темной ночью Уитман и его экипаж поднялись в воздух, чтобы атаковать японские базы на Курильских островах, выяснил Уэттерхан. Столкнувшись с прожекторами и стеной огня, они не смогли сбросить бомбы и отклонились от курса, пытаясь спастись от зенитных орудий. Сильно пострадавший, возможно, с ранеными на борту, Бомбардировщик 31 направился домой. Они знали, что туда им не долететь, а потому надеялись сесть в России, с которой у США было неофициальное соглашение об укрытии летчиков со сбитых американских самолетов, пока они не могут быть возвращены домой.
«Из отчетов о полетах [других пилотов в то же время] мы знаем, что над Камчаткой были тучи, а потому к Петропавловску [советской авиабазе] Уитман продвигался, вероятно, над облаками», – предполагает Уэттерхан. Поскольку оба двигателя работали с перебоями, пилоту, очевидно, пришлось выбирать: направиться к морю, где они упали бы в холодные воды Берингова моря, опуститься сквозь облака, надеясь не врезаться в гору, или попытаться приземлиться на склон вулкана, который был виден справа и на котором было относительно плоский и мягкий снежный покров. Неизвестно, кто управлял самолетом на тот момент, но он выбрал вулкан.
«Если предположить, что Уитман продолжал командовать, он, вероятно, велел второму пилоту или другим выжившим членам экипажа закрепить двигатели, по крайней мере работающий, до посадки», – продолжает автор. «Посадка была абсолютно ровной, поскольку оба двигателя были одновременно вырваны из креплений, упали вниз, перевернулись под крыльями и остановились бок о бок, тогда как самолет проехал вверх по горе. Пожар не возник. Уитман или второй пилот, [лейтенант Джон] Хэнлон, смогли посадить самолет. Больше никто из экипажа не был способен на такой подвиг летного мастерства.
Так завершился последний полет Бомбардировщика 31».
|